• Zero tolerance mode in effect!

Ностальгия по СССР

2015-10-17_21-18-38.jpg

Я был на даче у бабушки и беседовал с соседкой тетей Зиной. Подражая взрослым, я вякнул про то, что в Москве не купить колбасы, и привычно ругнул советскую власть.

Колбаса (любовно называемая "колбаской") носила культовый статус, составляя основу дневного питания. Вероятно, такую популярность колбаса обрела по причине отсутствия холодильников и краткости перерывов на производстве: те же причины, по которым в Англии 19-го века стали популярны джемы. Колбаса не требует приготовления и хранится долгое время. Впрочем, истинная причина пиетета к колбасе мне была неизвестна; я полагал, что она хорошо шла к дряной водке, и в этом качестве стала самой желанной формой еды. Было даже довоенное стихотворение-ода колбасе:

О, колбаса, еда студента!
Едина ты питаешь нас,
Порой сочна, как ананас,
Порою тверже монумента,
Тобой лишь дышит и живет
Студентов радостный народ.


Студенты вышли в люди, но привычка осталась; жажда колбасы только увеличилась после голодных лет. Отсутствие колбасы было серьезной проблемой, а неспособность к производству качественной (да и вообще любой) колбасы - распространенной претензией к властям, объясняющих ее отсутствие засухой 72-го года, падежом скота и затянувшимися "неблагоприятными погодными условиями". Ходили ужасные слухи о том, что добавляют в фарш. Номенклатуре давали колбасу комбината имени такого-то, а трудяги должны были довольствоваться гадостью. Это было обидно и несправедливо. При этом за границей было 20 сортов колбасы! Это было возмутительно. За городом колбасы не было. Были колбасные поезда и колбасные электрички. Заметьте, не сырные и рыбные, не мясные и пельменные, а именно колбасные. Короче, колбаса была дефицитным продуктом, занимающим особое место в жизни. Потребление колбасы было делом не только пищеварения, но и статуса. Все верили, что в колбасу добавлают несъедобное и вредное. Это никак не отражалось на ее желанности.

Я не ел колбасы много лет, и тогдашняя обсессия меня смешит и удивляет, хотя я прекрасно помню, что дело было нешуточным. Но вернемся к тете Зине. Я до сих пор помню ее ответ, который поразил меня своей железной логикой. Суть ее ответа заключалась в том, что люди обезумели. Во-первых, в сельпо появились яйца и помидоры, чего не было НИКОГДА раньше. Во-вторых, там можно купить хлеб, если занять очередь заранее, и кормить им поросенка. Из поросенка можно приготовить колбасу, про которую точно известно, из чего она состоит, a за бутылку-другую водки закоптить колбасу на местном комбинате. В-третьих, колбасы сколько угодно на рынке, но она стоит денег. Поэтому надо встать утром, когда трава еще мокрая от росы, и косить сено; сено продавать людям, разводящим кроликов, а на деньги покупать колбасу на рынке - тем, кто по лени не разводит поросят. А если они еще и не желают косить траву, то это бездельники. Колбаса есть результат целенаправленного труда и сметки, а те, кто считает иначе - малолетние балбесы, не понимающие жизни, или городские дурни. Тетя Зина излагала эти мысли через серию монологов о жизни, но идею я передаю верно.

Я был потрясен ее ответом; я никогда не думал о колбасе таким образом. Я сто раз слышал о том, что "колбасы нет", что дефицит колбасы есть последняя стадия загнивания социализма, что на колбасу уходит туалетная бумага, которой тоже нет, - но я никогда не задумывался о том, что, собственно, подразумевается под формулой об отсутствии колбасы. Я понял, что и власти и те, кто эти власти поносят, имеют в своем воображении определенную схему распределения колбасы, которая либо сносно работала (как раньше) либо не работала (как теперь), но была перпендикулярна тетизининой.

Мне сразу стала понятна нелепость и самой ситуации, и претензий к ней. Колбаса была. Она никуда не делась. Исчезла готовность тратить время на возню с поросятами и сеном, а оплата городского труда была слишком низка, чтобы делегировать эту возню другим. Стояние в бесконечных очередях, катание на колбасных поездах, выбивание дефицита, махинации по проникновению к кормушке, анекдоты, ругань властей поглощали те силы, которые тетя Зина использовала по прямому назначению.

Все, что я слышал о колбасе было уходом от сути дела, о которой не говорил никто. Дело было вовсе не в том, что партийные начальники обжирались сырокопченой колбасой, которой "не было", а в том, что колбаса была небесной манной, которой питались в ходе многолетнего блуждания по пустыне. Потребность в колбасе исчезала по пересечении зоны блуждания. Колбасу могли делать из переработанных фекалий, но пока она падала с неба, не было ничего желаннeе этих фекалий, за которые надо было еще поработать локтями. Много было ропщущих о том, что им не достается мясопродукта, и называющих происходящее несправедливостью. В Египте времен постройки пирамид, откуда много лет назад начался исход, там-то была настоящая колбаса, а в Месопотамии ее вообще хоть завались.

Русский язык метко назвал послесоветскую эмиграцию колбасной. Мало кто из тех, кто употребляет это выражение, понимают, что эмиграция имела результатом не доступ к долгожданной колбасе, а являлась с ней окончательным разрывом.

А колбаса и впрямь оказалась тверже монумента. Могу только пожелать ее любителям приятного аппетита.

https://shkrobius.livejournal.com/356642.html

DSC_1319.JPG
 
Вероятно, такую популярность колбаса обрела по причине отсутствия холодильников и краткости перерывов на производстве: те же причины,
Колбоса была для многих хоть и редко но единственно доступным способом получить животные белки.
Холодильники и краткость перерывов совсем ни о чем.
 
«Мы „отоварились“ около полуночи. Мама, папа, я — три килограмма. Три килограмма деревянных люминесцентно–зеленых бананов. Тут надо заметить, что мои родители покупали бананы во второй раз в жизни, поэтому были опытными, в части бананов, потребителями.

Эти зеленые стручки мы засунули в валенки и положили на шкаф — „доходить“, т.е. зреть. Прошло сколько–то там дней. И, о чудо, родители достали мне со шкафа желтые, мягкие, вкусные бананы!

И вот я, двенадцатилетний мальчик, выхожу на улицу с дефицитным бананом в руке и улыбкой шире плеч.

Навстречу соседка, тетка лет 35.

— Дима, а что это такое ты ешь?

— Тетя Света, это банан. Мы же вместе в очереди стояли.

— Так они же зеленые и деревянные!

— Незрелые были. Они, как помидоры, тоже на шкафу доходят.

— Чёрт!, — изрекла тетя Света. — А мы восемь часов отстояли в очереди, в час ночи пришли домой, попробовали: деревяшка и во рту вяжет.

Решили, что сырыми бананы не едят и сварили их. Какой–то клейстер получился. В унитаз все вылили.

А они, оказывается, вот какие!!! Дим, дай хоть попробовать?

Я протянул ей банан. Она наклонилась, осторожно взяла в рот кончик, откусила… И переменвшись лицом прошептала:

— Мляяяяять! Какие мы идиоты, но кто же знал…»

1584806349002.png
 
Ностальгия по СССР, строго говоря, не только (для меня - не столько) по СССР: куда ж Империю девать?
vnezapno small.jpg
Это - сегодняшнее утро, внезапная зима, которой не было всю зиму. Философ любит свои обломки Империи. Дворы-колодцы с аркой ворот: ничего, кроме "газели" - не лезет, ибо под "экипаж"... Парадные подъезды с эхом... Выход из кухни на чёрную лестницу для прислуги... Захламленные облупленные квартирищи с потолками 3,70, при СССР - коммуналки... А это - роскошный вид из окна кухни:

vid.jpg
И пусть кто попробует сказать, что окно немытое. Тот в ностальгии по СССР - ни фига не понимает...)))
(Упреждающая экспертиза) редкой сохранности останки "Вятки Электрон" - целы оба "поворотника" на руле, от коих при первом же падении - мало что оставалось...
 
Последнее редактирование:
Мотороллер "Муравей"? Или что-то еще более раритетное?
Ответил выше при редактуре изначального текста. (Жалуясь на жЫзнь) в сарай (гаражного размера, только с узкой дверью = дровяной) не всё лезет, времени и денег заняться нет, выбрасывать жалко. Скоро переезжать, ломаю голову: куда бы деть?
 
Скоро переезжать, ломаю голову: куда бы деть?
Я когда из Перми в Кёниг переезжал все залежи железа (в основном электронно-компьютерного) друзьям отдал, технику бытовую - продал... Одни книги и минимум мебели уволок...
 
Одни книги и минимум мебели уволок...
Мебель почти вся - купленная родителями в Москве, стоявшая в Севастополе, приехавшая контейнером в Саратов.
Предстоит найти место двум (из трёх поступавших в СССР) мопедам "Ява" и "Вятке-Vespa". На худой конец - к друзьям в деревенскую усадьбу, за 60 км.
3.jpg1.jpg2.jpg
 
Ух ты... Давно я таких раритетов не видал... Тот, что на нижнем фото - пожалуй вообще впервые вижу...
 
Мебель почти вся - купленная родителями в Москве, стоявшая в Севастополе, приехавшая контейнером в Саратов.
Предстоит найти место двум (из трёх поступавших в СССР) мопедам "Ява" и "Вятке-Vespa". На худой конец - к друзьям в деревенскую усадьбу, за 60 км.
Посмотреть вложение 118424Посмотреть вложение 118425Посмотреть вложение 118426
неужели никто не хочет купить в нашем славном городе?
 
Ух ты... Давно я таких раритетов не видал... Тот, что на нижнем фото - пожалуй вообще впервые вижу...
Ещё была третья разновидность - JAWA Stadion. Но по движку она наименее интересная: оттуда содрали мопедные шауляйские ("Riga").
Шиза в том, что вот это вот всё в одни регионы СССР поступало, в другие - нет! Родимшись и выросши в Крыму, я мопедов "Ява" не видел до переезда в Саратов! А венгерского мопеда Berwa - поступал и такой, (даже) я не видел живьём по сю пору! - редкость была. У нас в Крыму мотороллеры "Чезета" были
CZ.jpg
а желающие того саратовцы таскали (гнали) их из Москвы. И т.д., и т.п. - извивы "плановой экономики".
Так вот на всю эту лёгкую (= "беспонтовую") технику - не ЗиМ, не "Победа", не "Волга" - пока нет спроса совсем. Ибо "люди" с баблом жаждут одного: потрясти пацанов с баблом же, или дев с сиськами. Коллекционеры с человеческим лицом раз-два, прочие разорились. В последние годы даже антик-парады (= демонстрация надутых щёк) проводятся вообще без мототехники. Ибо даже роммелевский BMW R75 Sahara дев не возбуждает. Разве + форма SS добавила бы пряностей нужное количество.
 
Назад
Сверху Снизу