• Zero tolerance mode in effect!

Археология!

В Казахстане археологи нашли редкие головные уборы бухарских евреев

Казахские археологи во время раскопок городища Культобе на юге страны нашли три старинных головных убора. Предположительно они принадлежали бухарским евреям.
Об этом сообщает информационное агентство Казинформ.
Находки представляют собой часть традиционного женского костюма бухарских евреев — группы евреев, которые издревле жили на территории Средней Азии. Ученые датировали артефакты XVIII - началом XIX вв.
Головные уборы особенно ценны тем, что они сделаны из ткани, которая очень редко попадается археологам из-за своей хрупкости. По словам ученых, это единственная находка такого рода в Казахстане.
"Одежда и предметы материальной культуры бухарских евреев стали достоянием музейных коллекций относительно недавно, со времен массовой миграции 1990-х годов из постсоветских стран. В нашей стране эти фонды крайне скудны. Поэтому такие экспонаты, наглядно подтверждающие разнообразие степной культуры, очень важны для нас", — пояснила культуролог Жанерке Шайгозова.
Бухарские евреи (сами себя они называли яхуди) в XVIII-XIX вв. жили в некоторых городах Центральной Азии - Бухаре, Ташкенте, Самарканде, Коканде, Шахрисабзе и Туркестане. Причем на территории Туркестанского оазиса, по мнению ученых, они поселились еще раньше - по одной из гипотез это произошло в VIII-VII вв., по другой - в первой половине I тысячелетия до н.э.
 
Найдена морская стена, построенная 7 тысяч лет назад
Около 7 тысяч лет назад льды последнего ледникового периода продолжали таять, и уровень моря постоянно повышался. Чтобы защититься от наводнений вдоль береговой линии, люди стали сооружать защитные укрепления.


image39929129_f536fe2e26a86634cff16c1e65f5907d.jpg

Источник: E. Galili, J. McСarthy
Одно из таких строений было обнаружено археологами из Университета Хайфы у северного побережья Израиля, сообщает Science. Пока что это самое древнее из известных ученым подобных сооружений.

По словам исследователей, и стена, и деревня, которую она должна была защищать, в конце концов оказались под водой. У северного побережья Израиля находят немало таких затопленных поселений. Обычно они скрываются на дне под слоем песка толщиной до 1 метра.
Обнаруженное сооружение достигало в длину 100 метров. Строительные блоки были очень большими. Некоторые весили почти тонну. Их перемещали сюда с реки, которая находится в 4 км от побережья.
Древний Тель-Хрейц был построен на высоте до 3 метров над уровнем моря, говорят археологи. Он безопасно просуществовал 200 или 300 лет. Все это время уровень моря понемногу возрастал, пока не похоронил под собой все побережье с находящимися там поселками.
Неисповедимы пути прессрелизов. Эта инфа - из лекции Галили в махон Зинман, один из слайдов из которой я постил в теме потеплизма (я был на этом конгрессе). Уже тогда это не было новостью. И вдруг эта инфа выстрелила в СМИ.
 
Как сообщает газета Ha-Aretz, в ходе раскопок в финикийском порту Ахзив, на севере современного Израиля, была найдена 2800-летняя семейная могила. Среди прочих, в могиле был похоронен ребенок, которого погребли в ожерелье, сделанном из золота, серебра, агатов, янтаря и халцедона. Археологи так же нашли бронзовую чашу и несколько украшенных керамических сосудов, сохранившихся в целости и сохранности. Все это свидетельствует, что речь идет о богатой семье.
Whole Nuclear Family Found in Ancient Phoenician Tomb in Israel

`The remains of what seems to be a cherished child buried with its unadorned parents in Achziv 2,800 years ago indicate they lived well and died a century before the Assyrians arrived
By Philippe Bohstrom Dec 24, 2019

A 2,800-year-old grave of what seems to be a nuclear family, a child buried with its parents, has been discovered in the Phoenician port city of Achziv. The child had been interred wearing a necklace made of precious beads made of gold, silver, agate, amber and carnelian.
Together with the family’s remains, the archaeologists also found a bronze bowl and seven intact decorated vessels. The quality of the child’s necklace and the elaborate nature of the vessels indicate that the family was well off, the archaeologists suggest.
The Old Testament never actually mentions Phoenicians. The only reference to them in ancient sources is in ancient Greek writings, referring to merchants living along the coast of modern-day Lebanon and the northern coast of Israe
In other words, the “Phoenicians” mentioned by the ancient Greeks were apparently part of the people the biblical authors called Canaanites, or descended from the Canaanites in terms of archaeology, religion and language. There was not much setting these Phoenicians apart from other local Semitic cultures.
Achziv is located near the Lebanese border on the northern coastal plain of today’s Israel. It was a bustling port-city from the mid-16th century B.C.E. to the sixth century B.C.E., the Bronze and Iron ages. When the family was alive, the town was Canaanite/Phoenician, which was the dominant culture along Mediterranean coasts.
The main port city along the coast of what is today Israel was Acre. However, the family’s home town of Achziv seems to have been important enough to arise anew every time it was destroyed.
That seems to have been quite often given the incessant power struggles in the region.

…went on to Ebron, Rehob, Hammon, and Kanah, as far as Greater Sidon. The border then turned back toward Ramah as far as the fortified city of Tyre, turned toward Hosah, and came out at the Sea in the region of Achzib, Ummah, Aphek, and Rehob.” (Joshua 19:28-30)
1489799544.jpg
Yifat Thareani Yifat Thareani / Hebrew Union College
1489799544.jpg
Cist grave at Achziv in which the remains of a nuclear family were found Shimon Barzilay


.................................................................................
 
Остатки крепости Хашмоним ...
 
В гробнице Цинь Шихуанди нашли еще 220 терракотовых воинов
ПЕКИН, 30 декабря. /ТАСС/. В ходе новой серии археологических работ ученые нашли в гробнице первого императора Китая Цин Шихуаньди (259-210 гг. до н. э.) еще 220 новых терракотовых воинов. Об этом пишет китайский информационный портал "Сианьван".
 
IMG_20200101_074226_486.jpg

Вождь индейцев майя с плодом какао.

Майя культивировали какао на побережье Тихоокеанского залива, в Северном Белизе и низменностях современного мексиканского штата Табаско, по меньшей мере, со среднего доклассического периода (600-300 годы до нашей эры). В перечисленных областях дождевые осадки, почвы и климат создали идеальные условия для прорастания этого прихотливого дерева.

В элитных погребениях в городище Кольха (Северный Белиз) найдены сосуды, содержащие остатки какао и датируемые временем между 600 годом до нашей эры и 250 годом нашей эры. Этот пример доказывает, что майя готовили и употребляли шоколадный напиток за столетия до начала классического периода.
 
IMG_20200102_051215_427.jpg

Посмертная маска. 3-4 век н. э. Гунно-сарматская эра. Культура: Таштык.

Таштыкская культура — археологическая культура Южной Сибири железного века(II век до н. э. — V век н. э.), будучи во многом преемницей тагарской культуры, принципиально отличается от неё широким распространением железа. Хозяйство по-прежнему оставалось земледельческо-скотоводческим. Новшеством было появление примитивной сохи, которая, впрочем, не вытеснила мотыгу.

Среди таштыкцев была распространена причёска в виде длинной косы из собственных или накладных волос, которая укладывалась на темени. Остальные волосы при этом сбривались. В качестве накосников использовались туески из бересты, которые обтягивали пёстрым китайским шёлком. Аналогичную функцию, видимо, выполняли и обнаруженные археологами кожаные мешочки, набитые волосами или травой.
 
https://www.jpost.com/Israel-News/2...-coins-unearthed-in-Shiloh-on-Hanukkah-612567

2000-летние хасмонейские монеты были обнаружены в Шило во время Хануки
2020-01-04_1755.png
Проект просеивания земли в древнем Шило привел к нахождению около 20 древних монет на этой неделе, когда мир отмечал последние дни Хануки.
Находка была сделана членами «Ассоциации библейских исследований» под руководством археолога доктора Скотта Стриплинга. Об этом было объявлено 30 декабря. По словам Стриплинга, более половины монет относятся к хасмонейскому периоду, к правлению Александра Янная и его преемников, которые чеканили монеты около 2000 лет назад. Яннай был вторым царем Иудеи. Он правил с 103 по 76 г. до н.э., унаследовав престол от своего брата Аристобула I.
«Шило был населен от позднего периода Второго Храма, во время хасмонейского период, до конца Иродианского периода и вплоть до первого Великого восстания, до 70 года н.э.», – сказал Стриплинг «The Jerusalem Post» 29 декабря. «Он был обитаем в тот период, и поэтому мы нашли так много монет. Но также они были в обиходе даже после Маккавеев, потому что они были очень популярны; как только еврейское государство потеряло свою независимость от Рима в 63 г. до н.э., использование этих монет стало своего рода пассивным сопротивлением Риму». Из-за этого люди продолжали использовать их в течение нескольких поколений, сказал он. «Те, которые мы обнаружили, были найдены во время проекта мокрого просеивания, где мы просеиваем старые кучи земли, чтобы увидеть, что было пропущено в прошлом», – сказал он.
Отвечая на вопрос, как работает процесс мокрого просеивания, Стриплинг объяснил, что после того, как они просеивают материалы, они переносят их на станцию мокрого просеивания, где у них есть специальные лотки, и промывают их. «Как только вся грязь удалена, вы можете увидеть вещи, которые вы не могли видеть, когда они были покрыты грязью», – сказал он. «Например, маленькие монеты, покрытые грязью, будет очень трудно обнаружить. Даже такие вещи, как скарабеи и оттиски печатей – вы не сможете их найти, пока не промоете землю». Стриплинг подчеркнул, что они пытаются внедрить эту практику на всех раскопках в Израиле, потому что «мы можем найти гораздо больше, чем то, что мы обнаружили в прошлом».
Во времена Маккавеев Шило был обычной деревней периода Второго Храма, как и многие другие. По словам Стриплинга, «их были сотни по всей Иудее и Самарии». На вопрос, были ли обнаружены какие – либо надписи на монетах, Стриплинг ответил, что одна из найденных монет была классической монетой Александра Яннея. «И на ней есть звезда, и эта звезда на ней… это своего рода мессианский символ, символ мессианской надежды в позднем иудаизме Второго Храма». «Открытие этих монет в последние дни Хануки имеет особое значение для евреев и христиан», – добавил он.
30 декабря директор организации «Сердце Израиля» А.Ю. Кацоф рассказал «The Post», что одна из монет была найдена членом команды Стриплинга во время его визита на это место. «Я был с одним из наших сторонников, приехавших из Калифорнии», – сказал он. «Это был его первый раз в Шило, и он хотел увидеть связь между Библией, историей и землей. Он хотел увидеть, как это связано с сегодняшними реалиями». Кацоф сказал, что он взял его с собой и показал ему, какой была керамика во времена Иешу бин Нуна и скинии, и как евреи жили там в течение периода Первого и Второго Храма.
В то время как они находились на станции влажного просеивания, «в куче земли, которая прошла через сухое просеивание в восьмидесятых и теперь проходила через мокрое просеивание» была обнаружена монета хасмонейского периода. Кацоф и его друг: «были поражены. Мы гуляли вокруг гор в Шило, и прямо перед нами они нашли эту монету на Хануку — в день зажигания последней ханукальной свечи. «Мы говорили о битвах Хасмонеев, и хасмонейскую монету нашли прямо перед нашими глазами», – сказал он, добавив, что группа искала весь день и не нашла монет, «и оп, они нашли прямо перед нами». «Для меня это было очень особенным», – сказал Кацоф, пошутив, что это «настоящие хануке гелт».
 
1578334754413.jpg

Мера агронома на дороге, ведущей к Храму: новая находка израильских археологов

В ходе раскопок, ведущихся Управлением древностей в Граде Давида, недалеко от стен иерусалимского Старого города, был обнаружен каменный предмет, который, как полагают ученые, служил во времена Второго храма эталонной мерой объема.

Находка – часть столешницы, имеющая форму воронки. Она сужается настолько, что выходное отверстие можно заткнуть пальцем. "Сделав это, в емкость заливали жидкость, а потом сливали в другую емкость. Так торговцы проверяли точность своих мер, их соответствие стандарту", – говорит профессор Рони Райх.

По его словам, находка имеет исключительную ценность: каменная посуда была популярна в дни Второго храма, однако меры объема встречаются крайне редко. За всю историю раскопок были найдено всего два подобных артефакта: один в Еврейском квартале Старого города, другой – в районе Шуафат на севере города.

Фрагмент столешницы был обнаружен в ходе изысканий рядом с улицей, поднимавшейся от бассейна Шилоах (Силоамской купели в христианской традиции) к Храмовой горе. Руководитель раскопок Ари Леви отмечает, что ранее здесь же были найдены гири разной массы для взвешивания. Они тоже стандартны.

Эталон подтверждает предположение, что археологи нашли рыночную площадь, примыкавшую к ведущей к Храму дороге. Ученые высказывают предположение, что здесь находилась канцелярия "агронома" – чиновника, отвечавшего за соблюдение стандарта мер и весов.
 

НАЙДЕН ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЫНОК ИЕРУСАЛИМА 2000-ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ

По словам археолога Израильского управления древностей (IAA) Ари Леви, в городе Давида недавно был обнаружен редкий мерный стол времен Второго Храма, и это заставляет археологов идентифицировать древнюю иерусалимскую площадь как центральный рынок города 2000-летней давности.
В интервью «The Times of Israel» 6 января Леви сказал, что каменный стол принадлежал управляющему рынком, или агораномосу, который отвечал за вес и меры товаров, продаваемых на рынке. Мерный стол был найден на широкой мощеной центральной площади, которую все еще продолжают раскапывать, наряду с десятками каменных гирь. Сопоставление этих находок привело археологов IAA к выводу, что этот участок Ступенчатой улицы (см. https://vk.com/wall-4700158_49201), мощеной дороги для паломников 2000-летней давности, которая соединяла бассейн Силоам с Храмовой горой, должен был служить главным рынком древнего Иерусалима. «Найденный нами мерный стол, а также найденные поблизости гири подтверждают теорию о том, что это место обширной торговой деятельности, и, возможно, это может указывать на существование рынка», – отметил Леви в пресс-релизе.

Сегодня дорога находится на глубине пяти метров (16 футов) под землей. Археологи и историки называют дорогу, которую раскапывают под арабским районом Восточного Иерусалима, «Ступенчатой улицей». На более популярном языке она называется «Путем паломников» или «Паломнической дорогой». В общей сложности дорога простиралась примерно на 600 метров в длину и восемь метров в ширину. По обеим сторонам улицы были выстроены магазины, которые, вероятно, были высотой в два этажа, сказал Леви во время недавнего визита туда. Она начала строиться в 20 году н.э. римлянами и была завершена при наместничестве Понтия Пилата в 30 году н.э.

Недавнее исследование 100 монет, собранных под мостовой в этом месте похоже, подтверждает эту датировку. Но римляне, разрушив Иерусалим в 70 г. н.э., погребли всю свою тяжелую работу 40 лет спустя. В течение последнего десятилетия иерусалимские археологи занимались удалением грязи и обломков, покрывающих почти полностью сохранившуюся римскую брусчатку. В процессе они обнаружили неисчислимое количество артефактов, таких как этот мерный стол.

В Израиле были обнаружены только два подобных мерных стола: один в 1970-х годах в еврейском квартале Старого города Иерусалима, доктором Нахманом Авигадом, и второй во время раскопок в Шуафате в северном Иерусалиме в 2007 году под руководством доктора Рахель Бар-Натан. Тем не менее, современные им мерные столы, в которых используется та же система измерений объема жидкости – вероятно, оливкового масла или вина – как и в найденном в городе Давида, находят в центрах городов по всей Римской империи сказал Леви. По словам Леви, археолога, тот факт, что мерный стол сделан из камня, не имеет ничего общего с храмовой чистотой. На вопрос, кем был бы этот управляющий рынком – римлянин или еврей, – Леви засмеялся и сказал: «Пока мы не найдем его удостоверение личности, мы не можем этого знать».

Должность управляющего рынком или агораномоса (греческое слово «агора» обозначает центральную площадь), хорошо документированная в древности, появилась в Земле Израиля в эллинистический период. Согласно записи в Encyclopedia.соm, она упоминается в Книге Маккавеев: «В Иерусалиме разногласия между Ониасом, первосвященником и Симеоном в отношении должности агораномии были одной из причин гражданской войны в начало 70-х годов второго века до н.э.». Еврейский историк римского периода Иосиф Флавий также упоминает эту должность — и иерусалимскую площадь, где он должен был сидеть. В Талмуде описывается, что в то время как в Иерусалиме до падения Второго Храма в 70 г. н. э. управляющий рынком отвечал только за весы и меры, в Вавилоне его полномочия расширились до назначения стоимости продуктов питания.

Расположение мерного стола и дополнительные находки гирь на все еще не до конца раскопанной площади наводят археологов на мысль, что большая мощеная открытая площадь, найденная в середине пути, ведущего к Храмовой горе, служила «центром торговли» и коммерции», – говорится в пресс-релизе IАА, в котором рассказывается о находке. Предварительное исследование стола проводит археолог профессор Ронни Райх, специалист по древнему Иерусалиму, который одним из первых обнаружил части канализационной системы, что привело к открытию «Паломнической дороги». Описывая кусок каменной столешницы, Райх заявил в пресс-релизе: «Мы видим две глубокие полости, каждая из которых имеет слив в нижней части. Слив в нижней части может быть закрыт с помощью пальца, а сама полость – заполнена жидкостью какого-либо типа, и, как только палец будет удален, жидкость может быть слита в сосуд, в результате чего объем сосуда определяется с использованием измерительного стола в качестве единого ориентира. Таким образом, торговцы могут калибровать свои приборы для измерения количества жидкостей, используя единый стандарт».

Десятки гирь, обнаруженных на городской площади и в окрестностях, были сделаны из плоских камней разного веса и размеров. Райх сказал, что около 90 % гирь этого типа происходят из раскопок мест периода Второго Храма в Иерусалиме и являются уникальными иерусалимскими гирями. По словам Леви, подобные каменные гири типичны для того периода в Иерусалиме. «Тот факт, что на этом месте были гири, специфичные для города, указывает на уникальные особенности экономики и торговли в Иерусалиме в период Второго Храма, возможно, из-за влияния самого Храма», – заявил он в пресс-релизе. По словам Леви, подземная Ступенчатая улица города Давида все еще раскапывается в две смены, с 7 утра до 10 вечера, и не будет полностью открыта для публики в течение нескольких лет.
© lechaim/ timesofisrael.com/ mfa.gov.il// мр.Ш.

2020-01-10_2211.png
 
Опубликована значительная находка на самом севере Израиля, которая возможно доказывает присутствие евреев в поселении Бет-Мааха во времена самых первых царей дома Давида.
https://ru.wikisource.org/wiki/ЕЭБЕ/Абель-Бет-Мааха
https://www.haaretz.com/archaeology...ld-redraw-borders-of-ancient-israel-1.8376971

Hebrew nametag on ancient wine jar reopens debate on size of Israelite kingdom
The area of Abel Beth Maacah, near Metula, was previously thought to be outside of Hebrew domain during 10th-9th century BCE
By TOI staff Today, 11:29 am 5

The tell of Abel Beth Maacah from the northwest, with the Golan Heights in the background. (photo credit: Ferrell Jenkins)
The tell of Abel Beth Maacah from the northwest, with the Golan Heights in the background. (photo credit: Ferrell Jenkins)

When archaeologists digging in the ruins of an ancient northern town found a few broken pots in the remains of one building last year, they didn’t pay them much attention at first.

But researchers were astonished when a closer review of the clay vessels from Abel Beth Maacah revealed that one of them bore an inscription in ancient Hebrew, Haaretz reported Thursday.

In fact, the single word was a nametag of sorts. On the jar, believed to be a wine vessel, was simply written: “LeBenayau,” meaning “Belongs to Benayau.”

But that single word could lead experts to rethink their views on the territory of the ancient Kingdom of Israel, according to the report.

Abel Beth Maacah, mentioned in the bible, is located just south of Israel’s border with Lebanon, near the modern-day town of Metula. Benayau is a Hebrew name analogous to the modern Benayahu. But while the pot is believed to be from the 10th-9th century BCE, the Kingdom of Israel had not previously been thought to stretch so far north during that period.

At the time Abel Beth Maacah was situated in a liminal zone between three regional powers: the Aramean kingdom based in Damascus to the east, the Phoenician city of Tyre to the west, and the Israelite kingdom, with its capital in Samaria to the south.
Illustrative: Ancient coins and jars (Israel Antiquities Authority)

Archaeologists had previously believed the area of the town was largely empty during the 10th-9th century BCE, and that it only came under Israelite rule during the 8th century BCE.

“If the inscription is from the 8th century BCE. then it’s still important but not a big surprise, because we know that during that period, the Kingdom of Israel reached until [nearby] Dan,” Dr. Eran Arie, curator of the Iron Age and Persian Period at the Israel Museum, told the paper.

“But if it’s really from the 9th century BCE, it reopens questions on the connection of this area to Israel and may force us to rethink some of our conclusions. This is not a bad thing: it’s always important to adjust our interpretation when new evidence emerges.”

Of course, one clay jar with a Hebrew word on it does not necessarily indicate that the town was Israelite. But it opens up the possibility, and researchers are now hoping to identify the origin of the clay from which it was made — whether it came from down south or was locally procured — to help them in their investigation.

“The allegiance of this city and the identity of the population in the 10th-9th centuries BCE. are a big debate,” said Dr. Naama Yahalom-Mack of Hebrew University, one of the leaders of the dig. “What was their connection to Israel? Were the religion, the language, and the culture the same as in Israel? We are looking for evidence of Abel belonging politically to one entity or another, while it is also possible that it was an independent city-state.”

She added: “This inscription could be evidence that the city’s administration was in the hands of people who spoke Hebrew with Yahwistic names. It was found in a warehouse that apparently belonged to a local and he had a Yahwistic, Israelite name: this can give us a hint as to who this city belonged to during this time.”

1578684839930.png
 
  • Like
Реакции: Olam
Перевод
НАДПИСЬ НА КУВШИНЕ МОЖЕТ ПЕРЕКРОИТЬ КАРТУ ДРЕВНЕГО ИЗРАИЛЯ

Около трех тысяч лет назад безымянный писец начертал одно слово на иврите на большом кувшине, наполненным вином или чем-то другим, и сохранившимся в доме в Абель-Бет-Маахе - древнем поселении на северной оконечности современного Израиля, недалеко от Метулы. И вот археологи нашли этот кувшин, и оказалось, что одно слово способно перекроить карту древнего израильского царства в X-IX веках до н.э., доказав, что это царство могло простираться гораздо дальше на север, чем предполагается в настоящее время.

Среди археологов ведутся серьезные споры, находился ли Абель-Бет-Мааха, который трижды упоминается в ТАНАХе, под контролем израильского царства, финикийцев, арамейцев или был в указанный период независимым. Эта полемика и, соответственно, вопросы, возникшие в связи с обнаруженным словом на кувшине, выводят нас к более широкой проблематике - к спорам об историчности ТАНАХа и, в особенности, об истинных размерах территории израильского царства, а также о системе верований древних израильтян.

О найденной надписи на иврите стало известно прошлым летом, когда археологи обнаружили пять разбитых кувшинов в большом здании, датируемом периодом железного века, как утверждают доктор Наама Яалом-Мак и доктор Нава Панич-Коэн из Еврейского университета: они руководят раскопками вместе с профессором Робертом Маллинсом из Тихоокеанского университета Азусы в Лос-Анджелесе.

«Признаться, мы не заметили надпись, когда стали отмывать находки, - говорит Яалом-Мак, - но когда реставратор Адриана Ганор начала собирать осколки, то заметила слабые, неясные следы какой-то надписи на одном из них».

Многоспектральные снимки, сделанные в той же лаборатории Музея Израиля, где изучают Свитки Мертвого моря, позволили расшифровать пятибуквенное слово, написанное палеоивритским шрифтом, рассказывает доктор Яалом-Мак. Надпись гласит - «leBenayau», означая, что емкость для хранения и ее содержимое «принадлежат Benayau».

В то время как надписанный кувшин был найден пустым, в одном из других разбитых сосудов, обнаруженных рядом с ним, находилась виноградная косточка и возможные остатки вина. Это обстоятельство позволило археологам предположить, что они наткнулись на винный погреб некоего Бенаягу. Маркировка товаров с предлогом «le» (что означает «для» на иврите), за которым следует имя владельца, была типичной хозяйственной практикой во всем древнем Леванте. Впрочем, если эта нанесенная маркировка считалась вполне обыденной в то время, для археологов она обретает совсем иное значение.

По мнению Панич-Коэн, это первая подобная надпись, обнаруженная в Абель-Бет-Мааха, датируемая более чем 2900 лет назад. То был неспокойный период в истории израильтян, и особенно для северных районов Израиля, которые неоднократно переходили из рук в руки; потому и возникла неопределенность в отношении контроля над этим местом. Тогдашний шумный торговый город был буквально зажат между Тиром и Сидоном, процветающими финикийскими городами-государствами на побережье, могущественным арамейским государством с центром в Дамаске и северным еврейским царством - Израилем со столицей в Самарии.

Из-за его местоположения исследователи много спорили о личности жителей Абель-Бет-Маахи и политической принадлежности города и его окрестностей в различные эпохи. В частности, искали ответы на вопросы, были ли религия, язык и культура жителей Абеля такими же, как в Израиле? Кому этот город подчинялся или был независимым городом-государством?

Раскопки, ведущиеся в этом месте, воссоздают сложную картину культурной самобытности города. Археологи обнаружили раскрашенную финикийскую керамику рядом с горшками, которые более типичны для районов юга; кости животных, которые использовались для гадания («астрагаломантия»), и единственная в своем роде фигуративная скульптура, возможно, изображающая голову короля.

Теперь мозаику материальной культуры здешних мест пополнила надпись «leBenayau». Однако вопрос, который пока остается открытым – был ли этот кувшин доставлен откуда-нибудь или изготовлен непосредственно в Абеле. С этой целью проводится петрографический анализ сосуда, чьи результаты позволят определить происхождение глины.

«Когда мы находим подобные амфоры или сосуды, они, как правило, предназначены для хранения местной продукции, хотя, тем не менее, нельзя исключать, что речь могла идти и о хранилище для кувшинов, доставленных сюда теми или иными торговыми путями», - поясняет Панич-Коэн. Она добавляет, что, конечно, одна надпись не доказывает, что город принадлежал израильскому царству, но все же эта надпись каким-то образом «помещает Абель Бет-Мааху в сферу деятельности царства Израиля».

Кувшин Бенаягу и другие находки, сделанные в этом месте, могут подтвердить версию археолога Авирама Бирана, который с 60-х годов прошлого века годов исследовал древний город Дан - всего в шести километрах от Абель-Бет-Маахи. Еще тогда он пришел к выводу, что регион Дан был плотно заселен почти 3000 лет назад, и это в какой-то степени подтверждает танахическое повествование, где неоднократно описывается израильская территория, простирающаяся «от Дана до Вирсавии» (например, в I Книге Царств, 4:25) уже во времена Давида и Шломо (Соломона), то есть около 3000 лет назад. Несмотря на то, что прочие исследователи эту версию категорически отвергали, новые находки лишь подтвердили правоту Бирана.

Что же можно сказать о самом Бенаягу? Чтобы приобрести или получить большое количество товаров, он, вероятно, был кем-то из состоятельных людей или представителей власти, но его имя не встречается ни в каких документах или списках. Некоторая дополнительная важная информация, однако, может быть извлечена из самой находки. Кувшин с именем Бенаягу необычен тем, что на ручке виден след печати в виде креста или звезды. В древнем мире штамп на глиняном сосуде использовался для того, чтобы пометить чью-то собственность. В Леванте было найдено множество разновидностей подобных оттисков. Но у данного отпечатка нет никаких известных параллелей.

И все же самое любопытное – само имя. Бенаягу – означает «Бог построил» и происходит от корня еврейского глагола banah (строить) и суффикса йуд-вав, обозначающему имя Бога – ЯХВЕ, Бога ТАНАХа. Иначе говоря, это делает его теофорным именем, поскольку оно включает имя божества, которому поклоняется его носитель. Это позволяет квалифицировать человека, как израильтянина и поклонника ЯХВЕ.

Имя Бенаягу позволяет говорить о связи между Абель-Бет-Маахой и древним Израилем, хотя еще недостаточно оснований, чтобы считать этот город полностью израильским. «Надпись на кувшине может служить доказательством того, что власть в городе принадлежала людям, носящим «яхвистические» имена и говорившим на иврите, – заключает Яалом-Мак. - Этот сосуд был найден в хранилище, которое, по всей видимости, принадлежало местному жителю, и он носил израильское имя: это весьма прозрачно намекает на то, кому принадлежал город в то время».


Ариэль Давид, «ХаАрец»/«Детали». Фотоиллюстрации: Роберт Маллинз, Таль Роговски, Нава Паиз-Коэн/«ХаАрец»// мр.Ш.

2020-01-13_0755.png

Приводил как-то подобное имя того времени
Шемуэйл II
(23) И Йоав (был поставлен) над всем войском Исраэйльским, а Беная, сын Йеояды, над Керэйтиянами и над Пелэйтиянами
(20) И Бенайау, сын Йеойады, сын мужа храброго, знаменитый подвигами (своими), из Кавцеэйла; он побил двух героев Моавитских; он же сошел и убил льва во рву в снежный день. (21) Он же убил одного Египтянина, человека видного; а в руке у того Египтянина (было) копье, и подошел он к нему с палкой, и вырвал копье из руки Египтянина, и убил его собственным его копьем. (22) Вот что сделал Бенйаяу, сын Йеойады, и он был именит среди тех трех храбрецов; (23) Он был самым знатным из тридцати, но (первым) трем он не был равен; поставил его Давид исполнителем своих приказаний
 
Вандализм



Араб-садовод уничтожил 2000-летний водный канал


На этой неделе директор по эксплуатации проекта «Шомрим аль ха-нецах» Итан Мелет задокументировал разрушение 2000-летнего водяного канала, некогда соединявшего источники Гуш-Эциона в бассейнами Соломона и, тем самым, снабжавший водой жителей Иерусалима.
Как выяснилось, один из местных арабов решил посадить новую оливковую рощу, но канал мешал ему. Не взирая на тысячелетний возраст сооружения, он поступил варварски-просто: пригнал тракторы и бульдозеры, которые попросту сравняли с землей «преграду», ни оставив, что называется, камня на камне.
Отметим, что этот древний канал считался одним из наиболее важных и прогрессивных инженерных сооружений периода Второго Храма: доставлявший воду в столицу Иудеи, он был спроектирован с мягким и поразительно-точным уклоном.
Древние инженеры-планировщики системы водоснабжения выбрали для прокладки канала северную часть Хевронского нагорья (как раз район Гуш-Эциона) из-за того, что эта область географически находится выше Иерусалима, и славится многочисленными источниками ключевой воды, которые не пересыхают в течение всего года; кроме того, столь подходящая местность была максимально близко расположена к столице Иудеи.
В трактате «Шкалим» (второй раздел Мишны, являющееся частью Талмуда) – посвященного сбору обязательного подушного налога на нужды Храма, – говорится, что содержание этого важного водяного сооружения финансировалась из средств, оставшиеся от половины шекеля, ежегодно собираемого со всех евреев, живущих в то время в стране.
Более того, высеченный в скальной породе канал протяженностью во многие мили, полегал к водосборным бассейнам, и действовал от периода Второго храма до Шестидневной войны (!).
Однако, «благодаря» предприимчивому, но совершенно равнодушному к чужому историческому наследию арабу-садоводу, мы больше никогда не увидим этот канал…
«Реальность разрушения древностей в Ие”Ша и долине реки Иордан стало обычным делом: каждый по своему усмотрению использует наше древнее культурное и историческое наследие», - с вполне понятным огорчением говорит Меель.
«Пришло время изменить эту реальность, и продвигать реализацию Национального плана по спасению объектов нашего наследия, пока не стало слишком поздно», - призывает он.
 
Польские археологи нашли в старой синагоге "сенсационный" клад
Польские археологи, работающие на раскопках в здании старой синагоги в городе Малопольске, обнаружили частично истлевший деревянный сундук, в котором был спрятан необычный клад с предметами XIX столетия.... Всего в нем находилось около 350 предметов, в том числе серебряная чаша, пять подсвечников, детали для четырех или пяти латунных люстр и два больших коричневых сосуда с декоративными ручками и еврейскими надписями. Все предметы были плотно упакованы вместе, зачастую один внутри другого.
https://rg.ru/2020/01/17/sinagoga-klad.html?utm_referrer=https://zen.yandex.com
 
В Польше нашли погребения воинов-викингов XI века
Польские археологи обнаружили четыре погребения викингов XI века. Находка была сделана на севере страны, в Поморском воеводстве, у деревни Цепве (Ciepłe).
Археологи изучали некрополь времен Пястов — первой польской династии, правившей в X–XIV веках. Происхождение погребенных было установлено при помощи генетического анализа и анализа соотношения стабильных изотопов в костях. Оказалось, что это скандинавы, скорее всего, родившиеся в Дании.
https://polit.ru/news/2020/01/21/ps_poland_vikings/?utm_referrer=https://zen.yandex.com
 
Назад
Сверху Снизу